Страничка педагога-психолога
Консультация "Второй ребенок в семье"
Нередко появление второго ребенка в семье становится настоящим психологическим ударом для старших детей, когда заветное ожидание младшего брата или сестрички сменяется обидами, связанными с отсутствием внимания родителей к его собственной персоне.
Старший ребенок некоторое время является единственным. Все родительское внимание уделяется ему одному, на него возлагаются немалые надежды. В воспитании первенца молодые родители могут допустить ошибки, которые, в большинстве случаев, не допускают в воспитании второго ребенка. Ни второй, ни последующий ребенок не будут также полностью владеть вниманием родителей, как владел им первый. Психологи не зря считают положение старшего ребенка самым сложным.
На этом этапе важно, чтобы на плечи старшей дочери не обрушивалось слишком много ответственности, не следует перекладывать свою заботу по уходу за крохой и требовать большего, чем она может сделать. Следует не забывать, что первенец, тоже нуждается в защите, причем порой младший выступает в роли обидчика. Позиция «ты старше и должен уступать» не всегда правильна. Как в старшем, так и в младшем ребенке должна воспитываться способность идти на уступки и находить компромиссы. Интересно то, что рождение третьего малыша, первенца огорчает редко. Испытав ревность при появлении второго малыша, и смирившись с данной ситуацией, старший как бы освобождается от отрицательных эмоций.
Средний и младший ребенок никогда не почувствуют себя единственными. Второй ребенок будет всегда делить любовь, и внимание родителей со старшим ребенком. В положении самого младшего также имеются свои достоинства и свои недостатки. Преимущества: меньше ответственность, чем у старшего. Младшему малышу принято уступать, и нередко младшие данным положением пользуются, требуя то, что при иных ситуациях они бы не получили. Родители в воспитании младшего ребенка могут избежать оплошностей, совершенных со старшим, излишняя строгость и требовательность им не грозит.
Недостатком может считаться то, что окружающие и он сам все время сопоставляют его со старшим, ему все время приходится подтверждать, что он не чуть не хуже, а может даже и лучше старшего. Особенно сильно формируется конкуренция у однополых детей с маленькой разницей в возрасте. Меньшая сестра примеряет вещи старшей и задается вопросом: «Кто из них красивее?» Нередко младшие сестрички испытывают зависть по отношению к старшим и формируют в себе комплекс неполноценности. Он заставляет женщин в жизни ориентироваться не на свои чувства и мысли, а на достижения и ошибки своей старшей сестры. Привычка за старшей сестрой донашивать вещи, может заставить девушку вначале у своей сестры отбивать поклонников, а вслед за тем, вероятней всего, вносить раздор в ее семью, вместо того, чтобы создавать свою и заводить друзей.
Родителям следует относиться к внутреннему состоянию среднего и младшего ребенка внимательней, поощрять их самостоятельность и почитать индивидуальность. После появления в семье третьего ребенка бывший младший может испытать нечто подобное на кризис первенца: ощущение заброшенности, ревность, отсутствие родительского внимания и любви. Тем не менее, как показывает практика, средний ребенок легче переносит рождение нового члена семейства, чем в свое время старший. Это связано с тем, что средний малыш с первого дня появления на свет, привык делить родительское внимание со старшим.
---
С презентацией по вопросам адаптации детей к ДОУ можно познакомиться здесь
Рекомендации для родителей будущих первоклассников
Дети, которые переходят из детского сада в школу, нуждаются в психологической поддержке родителей. Мамы и папы могут помочь будущему первокласснику избежать негативных переживаний.
При переходе из детского сада в школу ребенок переживает стресс: взрослые оценивают его способности, когда распределяют роли на выпускной и проверяют готовность к школе. Дети беспокоятся, капризничают, плохо едят и спят. У них портится настроение, формируются негативные ожидания.
Рекомендация 1. Не требуйте многого
К ребенку, который посещает подготовительную группу, взрослые относятся как к будущему ученику и предъявляют повышенные требования. Они контролируют его работу на занятиях, оценивают способности и достижения, сравнивают с другими детьми.
Воспитатели дают родителям рекомендации, на что обратить внимание: больше читать, тренироваться письму или заниматься счетом. Родители усиливают давление на ребенка, потому что беспокоятся за его будущие успехи в учебе. Они начинают водить дошкольника на дополнительные занятия, а дома заставляют его читать и писать, «чтобы было легче учиться в первом классе».
Ребенок чувствует неуверенность в себе, своих возможностях и способностях. Он начинает бояться школы: «В школе ничего хорошего не будет, в детском саду лучше». У дошкольников могут сформироваться типичные школьные страхи: опоздать на занятия, получить плохую отметку, не соответствовать требованиям или быть хуже других.
Слова для родителей. Чтобы избежать негативных переживаний и страхов, не предъявляйте к успехам и достижениям ребенка повышенных требований. Не говорите о том, что он не оправдывает ваших ожиданий, не сравнивайте с другими детьми. Для профилактики тревоги и страхов насыщайте жизнь будущего первоклассника позитивными впечатлениями. Проводите с ребенком больше времени, играйте, беседуйте на интересующие его темы, организуйте прогулки и занятия спортом. Проявляйте больше внимания к его переживаниям и настроению. Обсудите тревоги и опасения дошкольника. Чтобы повысить уверенность в себе, напомните о прошлых успехах, например: «Ты прекрасно справился с тренировочным тестированием». Убедите ребенка в его хорошей подготовке: «Ты много занимался, многое умеешь». Дайте позитивную установку: «Ты готов к школе, у тебя все получится». |
Рекомендация 2. Говорите о школе положительно
Если родители не радуются тому, что их ребенок идет в школу, то они усиливают опасения дошкольника. Он представляет, что в школе будет трудно, не интересно или «могут поставить двойку, потом мама будет ругать».
Слова для родителей. Чтобы избежать негативных представлений о школе у ребенка, избегайте фраз: «Все, кончилась твоя свободная жизнь, в школе тебе покажут…», «Гуляй, пока в школу не пошел» или «Ты такой несамостоятельный, как ты будешь в школе учиться?». Постарайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к школе. В разговорах с ним подчеркивайте значимость того, что он скоро станет учеником, узнает много нового и интересного, подружится с одноклассниками. Расскажите о своей школе и о друзьях, которых вы там встретили. |
Рекомендация 3. Не показывайте свое беспокойство
Родители иногда тревожатся о том, что ребенок сделает ошибки и окажется хуже других при тестировании. Или что на медосмотре врач может обнаружить, что с ребенком что-то не так. Они беспокоятся, что на выпускном в детском саду их ребенку дадут второстепенную роль или он плохо выступит. Опасения взрослых негативно влияют на ребенка. Он эмоционально напряжен, начинает бояться тестирования и выпускного.
Слова для родителей. Не проявляйте в присутствии ребенка озабоченности и беспокойства по поводу прохождения медосмотра, тестирования, поступления в школу. Выражайте положительное отношение к тому, что ребенок участвует в празднике выпуска из детского сада. Помогите ему разучить роль, подготовить костюм. Приходите на праздник в качестве зрителя или поучаствуйте в нем сами. |
3. Переход в школу – стресс для ребёнка, проявляющийся в разных формах. Не перегружайте психику малыша отдавая его в новую секцию, выждите немного времени – после адаптации, ребёнок с увлечением познакомится с дополнительными видами деятельности.
4. Необходимо иметь много свободного времени при адаптации малыша к школьной жизни. Возьмите отпуск, провожайте и встречайте его, будьте рядом при необходимости. Осознание, что мама и папа рядом – успокаивает ребёнка, помогает справиться с нерешительностью.
5. Настройте детей на позитивное отношение к школе, рассказав забавные истории из своей жизни, покажите фотографии – дети увлечены всем, что связано с их родителями.
6. Каждому ребёнку необходимо своё пространство: организуйте малышу собственный уголок, со столом, стулом, и полками, где он будет заниматься учебной деятельностью и хранить предметы, относящиеся к школе.
7. Несколько лет жизни малыша его авторитетом являлись родители и воспитатели, с переходом в начальную школу, авторитетом становится учитель. Помогите ребёнку полюбить его, научите уважать.
8. Ребёнок чувствует себя счастливым, когда понимает, что им интересуются. Спрашивайте, как ребёнок провёл день в школе, с кем подружился, что ел на обед – не ограничивайте себя в вопросах!
9. Ребёнку любого возраста важны любовь и понимание. Сами по себе неудачи не несут разрушительного характера, но это в том случае, когда при неудаче дети встречают понимание и поддержку со стороны близких. В обратном случае самооценка детей может сильно пострадать. Оставьте малышу право на ошибку, любите ребенка таким, какой он есть!
10. Хвалите детей! Не стоит перехваливать за то, что ребёнок и так должен делать, но отмечайте каждое его достижение, будь то самостоятельное решение примера или желание сделать открытку учителю.
консультации: