Страница обновлена 07.12.2018

Страничка музыкального руководителя

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Знакомим детей с игрой на русских народных

 музыкальных инструментах.

 

Подготовила: музыкальный руководитель Лапина О. Л.

 

 

        Искусство игры на русских народных музыкальных инструментах имеет многовековую историю. На протяжении многих столетий в народе бытовали различные ударные, духовые и струнные инструменты. Играли на них везде: в народе – на семейных, общинных, уличных гуляньях, при княжеских дворах

на торжественных и увеселительных мероприятиях, в войсках – на парадах и в часы отдыха служивых.

     Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой. Современный перечень только ударных фольклорных инструментов насчитывает около 30 наименований.

Первыми профессиональными исполнителями на русских народных музыкальных инструментах  были скоморохи.

Неизвестно когда впервые стали использовать в качестве  музыкальных инструментов предметы домашнего быта, такие как ложки, рубель (использовали для выколачивания и глажения белья после стирки), пастуший барабан. и др.

Можно предположить, что  в пылу весёлых празднеств в процессе исполнения залихватских русских плясок, задорных песен и частушек, люди брали попадавшиеся под руки предметы домашнего быта и аккомпанировали себе на них.

      Все перечисленные предметы уже стали музыкальными инструментами, потеряв своё первоначальное предназначение, а вот деревянные ложки до сих пор являются распространённым предметом быта и в то же время они являются самым популярным и колоритным музыкальным инструментом. На ряду с гуслями, балалайкой и гармошкой ложки по праву можно считать символом русского музыкального искусства, символом широкой души русского человека.

      Ложки широко используются в певческих и инструментальных коллективах. Игра на ложках доступна и детям, так как способы и приёмы игры на них просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей. Дети проявляют  интерес к народной музыке и выражают желание играть на народных инструментах. Для поддержки интереса детей к игре на  ложках используются русские попевки и потешки. В них дети должны четко проговаривать и прохлопывать сильную долю, метр и ритм произведения. Первоначально дети играют, держа ложки в каждой руке.

Обучение игре на ложках не требует длительного времени и специальной подготовки.

     При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

     Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

      Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

     Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук.

 

Этапы обучения на ложках:

I    этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.

II   этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках.

IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

V   этап – работа над музыкальным произведением.

VI этап – выступление.

 

 


 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Русские народные праздники»

 

музыкальный руководитель Лапина Ольга Львовна 

 

   «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохраненное предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

(С.Михалков)

 

Чувство единения со своим народом, общности,  знания и уважения истории своей земли, традиций своего   народа, своей культуры, литературы, музыки, понимания народного характера, его стержня – вот лишь некоторые   основы возрождения народного самосознания.  А главное – связь с землей отцов и дедов, корнями, питающими душу человека.                                                                                                                                                     

Приобщение ребенка к социальному миру является одной из ведущих задач в  процессе формирования личности. Развивать коммуникативные способности детей  необходимо начинать с раннего дошкольного возраста. Именно в этот период жизни легче адаптироваться к окружающей среде: научиться контактировать со сверстниками, находить выход из конфликтных ситуаций, естественно вести себя со взрослыми.  Это необходимо для того, чтобы малыш не чувствовал себя лишним в жизни  социума, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Решить эту проблему возможно, опираясь на всё многообразие и богатство средств фольклора. Детская душа открыта для русского народного творчества.  В нём привлекает детей оригинальность видения мира, целостное восприятие многообразия  его проявлений, охватывающих все стороны и периоды жизни человека. Игра –  любимый жанр детей, он естественно вписывается в повседневную жизнь дошкольника,  помогая создать зону психологического комфорта. Поэтому фольклорно-игровой материал –  ценностный источник воспитания у детей миропонимания, приобщения к духовно-нравственной культуры народа, а самое главное – источник доброты, одаривающий чувством  любви, повышающей самооценку.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Большое место в приобщении детей к истокам народной культуры занимают народные праздники и традиции. В них накоплены наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В нашем детском саду традиционно проводятся календарные праздники: Осенины, Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с такими христианскими праздниками, как Рождество и Пасха.

Один из наиболее почитаемых праздников на Руси – Рождество Христово.

Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Святки совпадают с Новым годом – светлым праздником детворы, с новогодней ёлкой, переодеваниями, сказочными превращениями, чудесами, всеобщим весельем, шумными гуляниями, весёлыми колядками. В нашем детском саду стало хорошей и доброй традицией проводить рождественские колядки. Данное мероприятие организуется с целью знакомства детей со старинными русскими традициями, воспитания чувства коллективизма, дружбы, радости общения. «Колядовщики» проходят по всему детскому саду с песнями, колядками. Основная традиция колядок – петь календарные зимние песни. Детям очень нравится встречать у себя в гостях колядовщиков – наряженных взрослых и детей, участвовать в традиционных рождественских играх, водить хороводы, одаривать угощением, слушать весёлые песенки-колядки, которые прославляют хозяев за щедрость, доброту, гостеприимство, несут пожелания здоровья, счастья и хорошего настроения на весь новый год. У всех участников колядок остаются незабываемые впечатления о проведенном празднике.

Еще одним  из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Воспитатели рассказывают много любопытного своим воспитанникам об этом народном празднике. Из рассказов ребята узнают о том, что этот праздник появился очень-очень давно. В масленичную неделю было принято провожать зиму и встречать весну. Необходимо делать акцент на основном блюде этой неделе – блинах. Пусть ребята попробуют догадаться, что блины символизируют солнце. Мы рассказываем малышам и о том, что главной героиней этих дней была и остается соломенная кукла – Масленица. Ее наряжают в женскую одежду. Эта кукла – символ уходящей зимы. Ее делали в начале праздника, сажали на сани, катали с гор, а в конце недели сжигали. При этом люди пели песни и таким образом символически провожали зиму. Обязательным компонентом этого праздника является  веселые гуляния, состязания , выступление различных персонажей: Масленицы, Бабы Яги, Зимы, Весны, других.

Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят. Приглашаем на праздник родителей, ведь Масленица – лучшее время для того, чтобы ходить в гости. В завершении празднеств ребята окончательно провожают зиму путем сожжения чучела Масленицы. После этого всех ждет традиционное русское угощение – вкусный чай и блины.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. В русских народных играх много юмора, добра. Они всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками.

Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры: «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке» и др.

Ни один праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Дети с большим удовольствием поют русские народные частушки и попевки.

Таким образом, происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края. Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего.